Направления деятельности

Реализация образовательных областей в контексте ФГОС ДОО

        По ФГОС образовательные области в ДОО отражают основные векторы развития в период дошкольного детства, поэтому их всего пять. Но ввиду высокого показателя интеграции, обусловленного целостностью учебно-воспитательного процесса, методистам и воспитателям важно понимать соотношение образовательных областей, выделенных по различным критериальным шкалам, чтобы обеспечить преемственность педагогического опыта и гарантировать следование требованиям Стандарта.
Социально-коммуникативное развитие

      Период дошкольного детства характеризуется высокой потребностью в социализации и формировании личного механизма адаптации к окружающему миру через систему ценностей, установок и действий. В рамках актов коммуникации и активного взаимодействия с членами семьи, детьми, педагогами происходит формирование высших психических функций малыша, его духовной культуры, приобщения к общечеловеческому опыту. То, насколько эффективными являются усвоенные принципы общения, определяет комфортность социального взаимодействия и личностной самореализации дошкольника в будущем. Поэтому основным целевым ориентиром при реализации данной области в детском саду является позитивная социализация малышей через знакомство с нормами и традициями коллектива, семьи, общества и государства. Социально-коммуникативная образовательная область в ДОО по ФГОС объединяет три области, выделенные согласно ФГТ — социализация, безопасность и труд.         Таким образом, работа по направлению предусматривает реализацию следующих модулей учебно-воспитательного процесса с детьми.  Игровая активность.  Формирование навыков безопасного поведения в домашних условиях, общественных местах, на природе.  Патриотическое просвещение.  Трудовое воспитание.   Рассмотрим каждый из этих видов деятельности подробнее.
Игровая активность — одна из главных ценностей периода дошкольного детства. Ребенок, вовлеченный в свободную игровую деятельность, последовательно изучает свойства предметов, осваивает нормы и правила, реализует механизм адаптации к социальной действительности посредством воспроизведения отдельных действий или сюжетов. В рамках рассмотрения актуального перечня образовательных областей в ДОО по ФГОС игра признана одним из основных механизмов развития дошкольника, который может реализовываться согласно разным принципам (согласно мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой): Чтобы обеспечить овладение игровыми умениями, педагог должен играть вместе с воспитанниками. На каждом из возрастных этапов развития свободная игровая активность организуется особым образом, постепенно усложняясь в границах зоны ближайшего развития. При работе с воспитанниками всех возрастных групп необходимо не только формировать определенные игровые умения, но и учить детей разъяснять смысл своих действий партнерам по игре.
Независимо от типологии, игровые действия обеспечивают развитие символического и пространственного мышления, позволяют ребенку воспроизводить человеческие отношения и осознавать их особенности. Чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования социально-коммуникативных компетенций воспитанников в ходе игры, воспитатели должны: Определять ситуации, когда дошкольники самостоятельно организуют себя в игре или нуждаются в наставничестве, косвенной помощи. Вести наблюдение за играющими детьми, отмечая, какие события отражаются в ходе группового взаимодействия. В непринужденном порядке оказывать поддержку игровой активности, если наблюдается частое использование стереотипных сценариев — предлагать использовать новые предметы, сюжеты, локации. Знать особенности детской игровой субкультуры, чтобы использовать их в качестве интегративного фактора. Что касается патриотического воспитания, включенного в состав социально-коммуникативной образовательной области в ДОО по ФГОС, то оно осуществляется посредством трех компонентов. Содержательный предусматривает формирование у дошколят общих представлений о народных традициях, культурных ценностях, малой родине и Отечестве, деятельности человека в природе. Эмоционально-побудительный компонент направлен на воспитание положительных чувств ребенка по отношению к своей семье, дому, народу, культуре, родному языку и природе, прошлому и настоящему, трудовым подвигам и проявлениям героизма. Деятельностный компонент обеспечивает отражение вышеперечисленных принципов в игре, познавательной и продуктивной активности. Гарантировать включение патриотического модуля в воспитательный процесс поможет комплексная реализация содержательного, эмоционально-побудительного и деятельностного компонентов. Система работы по формированию у воспитанников основ безопасной жизнедеятельности и экологического сознания направлена на формирование умений ориентироваться в меняющейся окружающей среде, оценивая отдельные ее элементы по критерию опасности, проявлять осторожность и сознательность действий. Чтобы научить малышей, к каким опасным последствиям может привести определенные действия или бездействия, педагогам дошкольного образования необходимо: Отказаться от практики бессознательного повторения детьми правил ОБЖ в пользу формирования навыков безопасного поведения в той или иной обстановке посредством беседы, разучивания запоминалок, импровизации и театрализации. Приобщить к работе по направлению родителей, членов семей, социальных партнеров детского сада. Использовать для закрепления правил безопасной жизнедеятельности не только время занятий, но и режимные моменты, прогулки, ситуативные беседы. Способствовать развитию психофизических качеств воспитанников — внимательности, наблюдательности, скорости реакции. Приобщение дошкольников к бытовому труду, также предусмотренное в ДОО социально-коммуникативной образовательной областью по ФГОС, организуется в форме трудовых поручений (например, по самообслуживанию или оказанию помощи другим детям), дежурств, коллективного труда в группе или на участке. В ходе работы по направлению можно сформировать у воспитанников уважительное отношение к труду взрослых и его результатам, расширить интересы и область взаимодействия с социумом, привить самостоятельность, ответственность, трудолюбие. Высокие результаты трудового воспитания обеспечивает использование двух групп методов: разъяснительных (беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений) и практических (наблюдение, непосредственно выполнение простых поручений с фиксацией результатов).
Познавательное развитие

      Границы области охватывают стимулирование познавательной активности дошкольников через формирование элементарных математических представлений, опытно-экспериментальную деятельность, экологическое воспитание, знакомство с предметным и социальным миром. Основными развивающими задачами при знакомстве воспитанников с миром математики является формирование элементарных представление о количестве, формах и величинах, числах и цифрах, тренировка счета, навыков ориентирования во времени и пространстве, логического мышления и абстрактного воображения. Групповая работа по привитию базовых математических представлений осуществляется в различных формах: на основе «ручных» действий малышей, дополняемых речевым сопровождением, накопления опыта, создания условий для ситуативного осмысления базовых понятий. Методика педагогической работы по направлению предусматривает организацию группового и индивидуального обучения, проведение демонстрационных и сенсорных опытов, импровизаций с математическим содержанием, свободных бесед, самостоятельной деятельности воспитанников. Экспериментирование в рамках познавательной образовательной области в ДОО по ФГОС объединяет  наблюдение, демонстрационные и лабораторные опыты. В результате экспериментов, которые дошкольники выполняют по примеру и под руководством педагога, осуществления исследования создаются ситуации «открытия» знаний о свойствах отдельных предметов и явлений, причинно-следственных связях, закономерностях. В условиях детского сада возможно ведение практического экспериментирования (фактическое воздействие на объекты с целью выявления их характеристик), умственного (поиск ответов на вопросы на основании имеющегося опыта) и социального, к которому целесообразно приобщать только детей старшего дошкольного возраста. Азы экологического воспитания основаны на практике знакомства воспитанников с многообразием мира живой и неживой природы, нуждающейся в охране со стороны человечества. Для детей дошкольного возраста характерно неоднородное отношение к природным объектам, в котором может превалировать исследовательский, гуманистический или эстетический компонент. Формирование основ экологической культуры осуществляется в ходе ООД, экскурсионной активности, «уроков доброты», подготовке экологических выставок, конкурсов, викторин, мини-музеев, праздников, фестивалей, прогулок по эко-тропам, ведения поисково-исследовательской деятельности. Знакомство дошкольников с социальным миром основано на необходимости понимания принципов взаимодействия с ровесниками и взрослыми, людьми из зоны ближнего и дальнего окружения, незнакомцами. От воспитателя требуется формирование у малышей первичных знаний о социальных аспектах жизни, интереса к понятиям эмоций, моральных качеств личности, свободы выбора поведения, привитие навыков социальной и этической культуры, уважительного отношения к старшим и их деятельности, готовности к участию в семейных, детсадовских, государственных праздниках.

Речевое развитие

      Область развития речи — фонетической, лексической, грамматической — выделена в число образовательных областей в ДОО по ФГОС как отдельная единица, объединяющая ранее выделенные виды специфической детской деятельности — коммуникация и чтение художественной литературы. В период дошкольного детства для ребенка крайне важно овладеть коммуникативными средствами как основным средством общения для успешной реализации познавательной функции и социализации. Ввиду того, что модуль речевого развития в детском саду предусматривает формирование коммуникативных навыков и ознакомление с произведениями детской художественной литературы, в числе приоритетных задач педагогической работы в рамках области целесообразно выделить следующие: Развитие активного словаря дошкольников — знакомство с новыми словами и понятиями, практика их уместного употребления с учетом смысла высказывания и коммуникативной ситуации. Создание условий для освоения малышами звуковой и интонационной культуры родной речи, ее грамматического строя (разъяснение принципа изменения слов по родам, числам и падежам, глаголов и отглагольных фраз — по лицам и времени). Привитие элементарных знаний о языковых конструкциях (слог, слово, предложение). Формирование связной речи детей дошкольного возраста, во много определяющее успешность реализации основных образовательных областей в ДОО по ФГОС, осуществляется в ходе ООД посредством бесед, рассуждений, моделирования игровых ситуаций, работы над новым учебным материалом, проектной и поисковой деятельности, разрешения учебных затруднений, участие в дидактических играх, викторинах, конкурсах. Закрепление навыков грамотного общения также традиционно выполняется во время режимных моментов, коллективно (чтение, обсуждение наблюдений, беседы, игры, разучивание малых фольклорных форм, интегративная деятельность) и в индивидуальном порядке (коррекционная работа, словесные игры, ситуативные разговоры). Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, физическая активность, хороводы, театрализации, сопровождаемые коммуникацией со сверстниками, также положительно сказываются на коммуникативных способностях воспитанников, что должно быть учтено при проектировании педагогического процесса. Для развития речи дошкольников разных возрастных групп воспитателям следует использовать все доступные методы педагогического взаимодействия: наглядные (рассматривание изображений, игрушек, просмотр коротких видео с последующим обсуждением, наблюдения в природе), словесные (чтение, рассказывание стихотворных произведений и прозы, словесные игру, моделирование речевых ситуаций и т.д.), практические (драматизации, инсценировки, логопедические упражнения). Для привития воспитанникам интересам к художественному слову следует: Читать детям вслух ежедневно. При выборе художественных произведений учитывать возрастной фактор, интересы детей, специфику образовательной ситуации в группе. Систематически привлекать родителей к работе по направлению посредством организации тематических выставок, создания мини-музея, детско-родительских досугов и праздников.

Художественно-эстетическое развитие

       Данная образовательная область развития в ДОО по ФГОС основана на двух видах специфической деятельности дошкольников, ранее выделяемых согласно ФГТ, — художественное творчество, включающее рисование, лепку, аппликацию, конструирование, и музыкальное воспитание. Знакомство с произведениями словесного, изобразительного, музыкального искусства, содержащее эстетический и этический воспитательный компонент, позволяет ребенку знакомиться с миром во всех его взаимосвязях, осознавать ценность природы, доброты, дружбы и самой жизни.  Художественно-эстетическая активность является специфической для детей дошкольного возраста, но именно в ней можно наиболее полно раскрыть потенциал воспитанников в рамках нескольких направлений деятельности:  Изобразительная — рисование, лепка, аппликация.  Конструктивно-модельная — конструирование с использованием тематических наборов, природного материала и подручных средств.  Музыкальная — прослушивание произведений великих композиторов, пение, игра на музыкальных инструментах, танцевальное исполнительство.  Осуществление художественно-эстетической деятельности разной направленности преимущественно осуществляется в рамках ООД, во время подготовки к тематическим и праздничным мероприятиям. Это может быть работа над созданием рисунков, аппликаций, конструкций по примеру и при помощи воспитателя, работа в творческих мастерских, рассматривание произведений искусства, экспериментирование с материалами и звуками, музыкальные импровизации, хоровое и индивидуальное исполнение музыкальных произведений, строительные и музыкальные игры, досуги, выполнение проектов, создание мини-музеев и многое другое. В режимных моментах с целью реализации художественно-эстетической образовательной области в ДОО по ФГОС осуществляется наблюдения, прослушивание музыки и созерцание образцов изобразительного искусства, создание коллекций, организация и проведение тематических игр, конструирование из песка и природных материалов. Самостоятельная активность дошкольников по направлению, осуществляемая под руководством воспитателя, — это украшение личных предметов и дополнение убранства группового помещения, музыкальные импровизации, детские «концерты», свободное конструирование. 

Физическое развитие 

      Данная область представлена двумя направлениями специфической детской деятельности, выделяемой согласно ФГТ — физическая культура и здоровье, что в свою очередь предусматривает проведение физкультурных занятий, организацию оптимального двигательного режима воспитанников и внедрение здоровьесберегающих технологий. Выделение образовательной области физического развития по ФГОС ДОО обусловлено важностью предоставления малышам возможности удовлетворить природную потребность в движении. Задача воспитателя в данном случае — обеспечение охраны и последовательного укрепления здоровья дошколят, их всестороннее физическое совершенствование, закаливание, что осуществляется через формирование и закрепление комплексных двигательных умений, развитие природных психофизических качеств, поощрении интереса к ведению здорового образа жизни и сознательному непринятию вредных привычек. При условии содержательной педагогической работы удается обеспечить гармоничное развитие воспитанников как в физическом, так и интеллектуальном, психическом, эмоциональном и нравственном плане.         В числе приоритетных принципов физического воспитания хочется выделить: дидактические — наглядность и доступность занятий, систематичность и последовательность педагогической стратегии, разрабатываемой с учетом возраста и индивидуальных психофизических особенностей развития детей, стремление к переходу в зону ближайшего развития, которая должна постепенно расширяться; специальные — наращивание тренировочного воздействия, цикличность работы; гигиенические, раскрывающиеся через обеспечение сбалансированность нагрузок, рациональное чередование повышенной физической активности и отдыха, неизменном сохранении оздоровительной направленности тренировок.       В рамках образовательной области в ДОО по ФГОС, охватывающей комплекс физического развития, воспитатели организуют различные виды и формы детской деятельности. Во время ООД, на физкультурных и интегрированных занятиях целесообразна отработка базовых движений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, удержание равновесия), выполнение комплексных упражнений (строевых, танцевальных), обучение элементам спортивных игр. В режимных моментах детей побуждают к активной игровой деятельности (подвижные, танцевальные, спортивные игры), экспериментированию, расширению физических умений без риска для здоровья. Большое знание имеет простейший туризм, представленный организованной экскурсионной деятельностью и требующий взаимодействия с представителями семей. Что касается наиболее эффективных методов физического воспитания, то они следующие: Наглядно-зрительные и наглядно-слуховые — показ упражнений, демонстрация наглядных пособий с комментированием. Тактильно-мышечные — непосредственная помощь в выполнении упражнений. Словесные — подача команд и сигналов, словесные инструкции, объяснения. Практические — цикличное выполнение упражнений, проведение спортивных игр и соревнований. Средствами физвоспитания в детском саду являются не только организационные формы, направленные на побуждение двигательной активности дошкольников, но и природные факторы (солнце, воздух и вода), психогигиенические показатели (санитарно-гигиенические требования к организации сна, питания, смене видов деятельности и интенсивности нагрузки). Чтобы обеспечить эффективную реализацию физической образовательной области в ДОО по ФГОС, воспитателям рекомендуется: Создавать условия для ежедневной двигательной активности дошкольников. Систематически обучать воспитанников правилам безопасности. Создавать атмосферу толерантности и открытости, что позволит включать максимальное число детей в коллективные игры и спортивные досуги без принуждения. Использовать все доступные средства, формы и методы педагогической работы для того, чтобы побудить малышей с различными способностями к двигательной активности совершенствовать технику базовых движений, координацию, ловкость и уверенность. 

 Интеграция образовательных областей по ФГОС  ДОО 

 Концептуальным базисом изменения государственной политики в области образования стала необходимость создания на базе детских садов организационно-педагогических условий, способствующих овладению дошкольниками универсальных компетенций, которые на этапе школьного обучения найдут отражение в овладении наиболее значимой способностью — самостоятельном обучении. В свете этого дифференцированная реализация образовательных областей по ФГОС ДОО и их содержания не представляет ценности, обусловливая важность интеграции. Все направления развития ребенка в дошкольном возрасте, как и специфические виды детской деятельности, тесно взаимосвязаны между собой, поэтому приоритетной задачей воспитателя при проектировании образовательного процесса является обеспечение баланса компонентов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошколят. Дошкольный образовательный процесс, представленный идеей комплексной интеграции, должен быть объемным и лаконичным одновременно, чтобы воспитанники детского сада имели возможность получить глубокие знания, развить природные таланты и дарования без риска психофизической перегрузки или утраты личностных интересов. Внедрение интегративного подхода в повседневную образовательную практику представляет некоторую сложность, предусматривая необходимость использования широкого круга педагогических технологий, это: Систематическое создание «ситуаций успеха», способствующих активизации познавательного интереса и активности дошкольников по всем направлениям деятельности. Применение традиционных и новаторских педагогических методов — проектного, исследовательского, поискового, экспериментального. Обеспечение разнообразия игровой деятельности во всех ее проявлениях, поскольку в период дошкольного детства данный вид активности является основным способом познания мира. Актуализация проблемных вопросов, ответы на которые воспитатель ищет совместно с детьми, выступая в роли наставника. Анализ эффективности интеграции образовательных областей в ДОО по ФГОС позволил выявить, что слияние содержаний направлений развития дошкольников может осуществляться на трех уровнях: Низкий, для которого характерно совершенствование повседневной учебно-воспитательной практики посредством внутрипредментой интеграции. Дошкольников учат мыслить емкими категориями, искать взаимосвязь между отдельными областями знаний. Средний, предусматривающий объединение компонентов образовательного процесса по выбранному направлению. Подача учебного материала осуществляется модульно, в доступной и увлекательной форме, что позволяет воспитанникам получить обобщенные знания по различным направлениям развития. При этом изучение одной образовательной области может осуществляться через другую, что способствует формированию целостной картины мира. Высокий, отличающийся высокими показателями межсистемной интеграции. В данной организационной системе разрозненные компоненты объединяются в целостный комплекс, что обеспечивается силами педагогов, администрации ДОО, представителей семей. Благодаря этому появляется качественно новое образовательное пространство, в границах которого детям гарантированы огромные возможности для всестороннего развития. Таким образом, обеспечение высокого уровня интеграции образовательных областей по ФГОС в ДОО важно не как самоцель, а для создания новой учебно-воспитательной парадигмы, в границах которой найдут должное отражение все направления специфической детской деятельности, дети получат возможность активности, соответствующей личным ожиданиям и предпочтениям, а педагоги дошкольного образования откроют пути для успешной профессиональной самореализации и личностного роста.



К списку
Создано: 16.04.2020 17:11:19   |   Изменено: 17.04.2020 12:27:03
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии